Санкт-Петербург, ул. ПОДОЛЬСКАЯ 31, тел: +7 (812) 493-57-11, +7 (901) 315-81-16, e-mail: info@nporeklama.spb.ru
Санкт-Петербург, ул. ПОДОЛЬСКАЯ 31, тел: +7 (812) 493-57-11, +7 (901) 315-81-16, e-mail: info@nporeklama.spb.ru
К концу 2014 года на фоне драматических событий с рублем согласование информационных вывесок превратилось в рутинную и, в общем-то, скучную работу.
Но 29 декабря 2014 года вышло Постановление правительства Санкт-Петербурга N 1264 «О Порядке подготовки заключений в соответствии с требованиями Закона Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга". Данное событие оживило «дремлющих менеджеров от согласования» и озадачило предпринимателей.
Как всегда все самое неожиданное происходит после новогодних праздников, так случилось и сейчас. Индикатором надвигающейся проблемы стали участившиеся отказы со стороны КГИОП на согласование существующих информационных вывесок на домах-памятниках. Причем отказы приходили со стандартной формулировкой: «не соответствие пункту 4-1.3.2 постановления № 1135 от 14.09.2006».
Собственно, ничего страшного не происходило, действительно, есть вывески, которые, мягко скажем, не достойны «украшать» дома-памятники и требуют переделки, а соответственно, и нового согласования. Но дыма без огня, как известно, не бывает. Вот и «Фонтанка.ру» обратила на этот факт внимание. Да и предприниматели собрались на встречу бизнеса с чиновниками в Доме предпринимателя 11 февраля именно по этому вопросу. К сожалению, безрезультатно.
Попробуем проанализировать новое постановление с точки зрения согласования вывесок. Во- первых, постановление определяет порядок выдачи Заключения со стороны КГИОП на размещение вывески в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (пункт 1 постановления). Регламент (читай порядок) выдачи заключения еще необходимо разработать в трехмесячный срок.
Самая интересная информация всегда скрывается в приложениях к постановлению, углубляемся в чтение. Заостряем внимание на пункте 1.3.1.1.«О соответствии либо несоответствии режимам использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия (далее - режим использования земель) исторической среде».
В параграфе:
л) благоустройства территории:
- устройства открытых автостоянок, установки киосков, павильонов, навесов, малых архитектурных форм, типовых афишных и газетных стендов;
- отдельно стоящих рекламных конструкций с форматами рекламных полей (ширина/высота): 0,9/1,2 м; 1,2/1,8 м;
- рекламных и информационных тумб с форматом рекламного поля (ширина/высота): 1,4/3,0 м;
- размещения информационных конструкций суммарной площадью не более 10 кв.м на фасадах исторических зданий, сооружений, дорожных знаков.
В четвертом абзаце видим родной термин «информационная конструкция», далее читай «вывеска».
Из используемых в постановлении терминов нас интересовать будут следующие:
Заказчик - физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, обладающие зданием, сооружением, земельным участком или иным объектом, в отношении которого планируется проведение работ, на вещном или обязательственном праве, либо государственный заказчик соответствующих работ, либо лицо, заключившее государственный контракт на подготовку проектной документации (эскизного проекта, обосновывающей документации);
обмеры - точные измерения всех элементов здания, сооружения (формирующих их внешний облик и архитектурное решение), проводимые с использованием измерительных приборов с последующей фиксацией их размера на чертеже;
фотофиксация - фиксация состояния и внешнего вида методом фотографии застройки и (или) ландшафта, расположенных в период подготовки эскизного проекта, на котором планируется проведение работ, и непосредственно примыкающих к нему земельных участков (для фасадов исторических зданий, сооружений с масштабной линейкой), с открытых городских пространств;
эскизный проект - документация, содержащая пояснительную записку с обоснованием проектных решений, генеральную схему земельного участка, на котором планируется проведение работ, внешний облик объекта.
Далее идут требования к эскизному проекту (пункт 2 приложения).
Для нашего случая (параграф Л, четвертый абзац , т.е. информационная вывеска) эскизный проект исполняется на основании предварительно проводимых обмеров и фотофиксации.
Требования в пункте 2.5 для вывесок сводятся к требованию разумной эстетики и отсутствия «вранья» в представленных документах.
Пункт 3 обязывает предоставлять документы в бумажном виде в двух экземплярах, а также в виде электронного образца указанных документов в формате PDF.
Через 14 дней после обращения Заказчику выдается Заключение КГИОП.
Постановление № 1264, судя по публикации на сайте gov.spb.ru,вступило в законную силу. Соответственно озабоченность предпринимателей, отмеченная «Фонтанкой» в статье,возникла не на пустом месте.
Что из всего этого следует и чем это грозит для заказчиков и исполнителей?
Самое простое, придется купить масштабную линейку (вероятно, она будет похожа на линейку, которой пользуются геодезисты) высотой метра так два и проводить фотографирование здания с этой линейкой. Не велика потеря. Главное, чтобы с процессом фотофиксации справился один человек, иначе процесс станет дороже.
Далее все сложнее. Фактически, постановление не стыкуется с существующим порядком согласования вывесок (постановление №1002). Причем, если следовать тексту документа, изменения в части согласования вывесок коснуться не только зарегистрированных домов-памятников,но и практически всех домов, расположенных в охранных зонах.
Термин «историческое здание» -все дореволюционные дома в центре Петербурга и дома до 1957 года постройки в некоторых спальных районах-был впервые введен в 2008 году — с вступлением в силу закона о зонах охраны.
В подтверждениечитаем еще раз пункт 1.3.1.1. параграф Л, четвертый абзац: «… размещения информационных конструкций суммарной площадью не более 10 кв.м на фасадах исторических зданий, сооружений…».
Иными словами, сейчас, если подать документы на согласование вывески на доме, расположенном в охранной зоне, будет отказ в согласовании со ссылкой на отсутствие заключения КГИОП. Но в списке документов ГРИ согласно постановлению 1002 такое заключение не требуется. Юридический конфуз.
Конечно, КГИОП всегда сможет отказать в согласовании, традиционно ссылаясь на пункты постановления № 1135 от 14.09.2006. Но шила в мешке не утаишь. Рано или поздно проблема всплывет. Результат - неоправданная потеря времени и денежных средств.
Если действие документа действительно распространится на все охранные зоны, а не только на дома-памятники, согласование встанет. Все, что с таким трудом, можно сказать кровью и потом, организовано городом и предпринимателями, можно выкинуть на помойку и начать с нуля.
Судя по постановлению, появится дополнительный документ, содержащий подробную информацию о планируемой вывеске – проект. Получить содержательную часть проекта нам пока не удалось. И есть ли она вообще?
Читаем:
Пункт 3. Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в трехмесячный срок разработать административный регламент предоставления государственной услуги в соответствии с полномочием, предусмотренным постановлением.
Пункт 4. Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в двухнедельный срок со дня вступления в силу постановления разработать и утвердить примерную форму и состав Заключения.
Пока суд да дело, согласование информационных вывесок остановится. Расчетный срок остановки не менее трех месяцев без учета необходимости внесения изменений в постановление № 1002.
Теперь о деньгах.
Любой дополнительный документ - это дополнительные расходы. Судя по тексту и по серьезности организации, документ планируется непростой. Степень проработки фотографий и чертежей пока не понятна, но что-то говорит, простым листом А4 не отделаться. Посмотрим. Если потребуется привлечение специалистов проектировщиков и специального программного обеспечения, стоимость подготовки проекта и получения Заключения КГИОП будет существенной.
Возникли вопросы:
- Постановление уже работает в полную силу или как новый регламент КГА?
- Постановление распространяется на охранные зоны или конкретные охраняемые здания?
- Документы, поданные в ГРИ до 2015 года, будут согласовываться в старом порядке?
- Где и когда можно получить информацию о содержании проекта, на период отсутствия этой информации какой порядок согласования?
- Как изменится порядок работы ГРИ и КГА?
Итог:
Появление Постановления N 1264 не удивляет. После первой редакции Постановления №1002, которое остановило на два года весь процесс согласования информационных вывесок в городе и потребовало вмешательства Верховного суда, удивляться вообще перестаешь. Грабли те же, только другого цвета.
КГИОП можно понять, памятники - это святое, и отношение к ним должно быть соответствующее. Непонятно регулярное стремление города к разрушению любой системы согласования вывесок, которую, собственно, город сам и создает.