Санкт-Петербург, ул. ПОДОЛЬСКАЯ 31, тел: +7 (812) 493-57-11, +7 (812) 493-57-22, e-mail: info@nporeklama.spb.ru


Вывеска и наружная реклама в литературных произведениях.

Вывеска в художественной литературе 19 века.
 
   Интересно проследить роль рекламной вывески в некоторых произведениях 19  века. Зачем нужно  вводить описание вывесок на страницы произведений?
   Некое подобие рекламы и находим в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина. В  начале романа «полусонный» герой возвращается  домой с бала.
Праздности Онегина поэт противопоставляет Петербург трудовой: рано просыпаются
люди, занятые делом,  крестьяне с ближайших окрестных деревень, продающие молоко, 
мастеровые люди, аккуратный немец, пекущий хлеб,  "Уж отворял свой васисдас".
   Вот это иностранное слово и обозначает ларек, булочную.
В романе слово «васисдас» обозначает реально существующую вывеску. А.С. Пушкин не случайно вводит немецкое слово, оно ассоциируется с ремесленником, выпекающим хлеб.
   Совсем иная роль в описании вывесок в произведениях Гоголя.  Обычный город: ветхие дома, улицы не мощены, везде кучи мусора .  Встречались облезлые вывески с кренделями и
сапогам,  магазины, торгующие шапками, на одном здании была следующая надпись: «Иностранец Василий Федоров".
 У  Гоголя описание вывесок, размытых дождем, подчеркивает убогость, никчемность  губернской жизни, полную бесхозяйственность.  А  надпись «Иностранец Василий Федоров», в которой  слово «иностранец», сочетаясь  с русским именем и фамилией, заставляет читателя поразмыслить об абсурдности жизни в этом затерянном городе. Примечательно, что Гоголь не называет этот город, и не менее грустный вывод делает читатель: наверное, такая жизнь повсеместно, по всей Руси.
   Таким образом, маленькая деталь, как вывеска, может многое рассказать о жизни людей внимательному читателю.
Вывеска в художественной литературе  начала 20 века.
  Начало 20 века. В русской литературе это период, который означает возрождение культуры,
свободы творчества, духовности.  Как здесь нашло отражение  такое реалистичное явление, как  рекламная вывеска.
  А.А.Блок - петербургский поэт, поэт-символист.  Открываем его стихотворение «Незнакомка», написанное в 1906 году. Читатель оказывается на окраине Петербурга в Озерках - это место действия, реальная действительность: "Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель  булочной…"
  В этом стихотворении два мира: реальный и идеальный. В приведенном отрывке – мир реальный. Действительность оказывается будничной, пошлой ,с ресторанами, с  пьяными окриками,  с тяжелым смрадом вместо воздуха. Ничего возвышенного, небесного не  может
отозваться в душах людей, здесь нет солнца. Вместо него чуть виден крендель булочной. Вывеска заменяет солнце. Золотистый крендель булочной – это символ пошлого мира. Такую роль он играет в произведении А.Блока «Незнакомка».
  Другой поэт В.В.Маяковский по-своему высказывается   о такой реалии, как рекламная вывеска. В.В.Маяковский был поэтом – новатором, смело вводил в поэзию необычные образы,
яркие метафоры. Раннее стихотворение «Ночь», которое написано в 1912 году: первая строфа -  видим яркие цвета – от зеленого, желтого, до синего и багрового.
Все в этом четверостишии  непонятно, загадочно, но очень красиво. Поэт описывает ночной город: погас закат солнца, на улицах, в зелени деревьев, зажглось освещение, в темных проемах окон домов люди включили электрический свет. Герой скользит по
ночному городу и видит: "… пугая Ударами в жесть, хохотали арапы, Над лбом расцветивши крыло попугая."
  Необычный образ разноцветного попугая и есть яркая рекламная вывеска  кафе или модного магазина. Город залит неоновыми огнями.
  В следующем стихотворении, которое так и называется «Вывескам» (1913г), поэт призывает читателя «читать железные книги». Железными книгами он называет рекламные вывески. Так   остроумно и весело находим рыбный и овощной магазины, где из букв вылезают сиги и брюквы, световую рекламу бульонного экстракта фирмы  «Магги»,  чайную или харчевню с изображением чайника с маками.
   Свобода творчества начала 20 века положительно отразилась на русской действительности,
и появились яркие образы вывесок.