Санкт-Петербург, ул. ПОДОЛЬСКАЯ 31, тел: +7 (812) 493-57-11, +7 (812) 493-57-22, e-mail: info@nporeklama.spb.ru


Вывески и наружная реклама в СССР

  Советскую наружную рекламу отличали  самобытность, непохожесть на западную, и проявлялось  это в мягкости, чувствительности, задушевности ее характера. Наружная реклама находила отклик в душе человека своей проницательностью и честностью. Ей были чужды агрессия и навязчивость, нескромность и наглость, потому что люди, жившие в СССР, отличались чувством сострадания, верности, дружбы, сентиментальностью.
   Суть рекламной вывески сводилась к ознакомлению потребителей с производимыми услугами и товарами в виде  объявлений, подаваемых в газетах, по радио, устраиваемых выставках и ярмарках. Вследствие того что страна жила вне рыночной экономики, а все планировалось в министерствах, то и наружная реклама  представляла собой раскрашенную информацию о товаре, а не участвовала в конкурентной борьбе.   
   Она помогала людям ознакомиться с новыми товарами, понять, как ими пользоваться, прививала новый вкус. Реклама  воспринималась гражданами как восхваление товара, которое присуще капиталистическому миру в качестве наживы, а в социалистическом -   рассказывает о полезных свойствах товара. Перед нами идеологический подход к понятию наружная реклама, поэтому и  отношение к рекламе характеризуется скепсисом, недоверием, люди не доверяли ей и просто игнорировали. Так делали простые люди и руководители. Считалось правильным критиковать капиталистическую рекламу и противопоставлять ей социалистическую.

   Идеологизированность наружной рекламы была вездесущей: лозунги, советская пропаганда преследовала человека от рождения до его последнего дня. На привокзальной площади в городе Череповце находится дом, который в народе называли домом Ленина, и не потому, что здесь останавливался Владимир Ильич, а потому что на нем была размещена огромная вывеска «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить». Все так и говорили: «Это в доме, в котором жил Ленин». До сих пор вспоминается  другой лозунг, размещенный над занавесом кинотеатра «Молодежный» в городе Пскове. Фильмы истерлись из памяти, просмотренные здесь, а вот длинный красный короб со словами из масляной краски «Под знаменем марксизма-ленинизма вперед к победе коммунизма» запомнился. Однако место настоящей рекламы хорошо понимали знающие люди. Вспоминаются  слова В.Маяковского, который  утверждал,  что рекламировать нужно не столько плохие товары, сколько  хорошие, что реклама – это имя вещи. Л.Х.Метцель, первый в России предприниматель, который основал в России отдел по приему объявлений, сформулировал суть рекламы в выражении, которое знает весь мир: «Реклама – двигатель торговли».
   Какая же наружная реклама существовала в СССР?
Выделим следующие виды рекламы.
   1.  Наружная реклама. Которую составляли  нескольких примитивных направлений:
 
 а) Картинки, лубок, который известен еще с 17 века.
  Нашли свое применение в советской стране. Красочно и колоритно картинки на товарах
знакомили потребителя с товаром, особенно заморским, или призывали граждан быть
бдительными. На спичечных коробках красовался огненно-красный парень,
изрекаемый: «При пожаре звоните 01».
   
б) Плакаты, объявления, листовки, щиты использовались  для рекламы услуг и товаров.
  Интересны эти вещи с языковой стороны: использовались  глаголы повелительного наклонения (покупайте, пейте, ешьте, курите, храните, пользуйтесь, летайте), которые обращены к покупателям. «Граждане, летайте самолетами «Аэрофлота», - словно была возможность куда-то полететь самолетами других авиакомпаний. Прочитать такую рекламу можно было   на тумбах, устанавливаемых на тротуарах, на трамваях, в  рекреациях гостиниц и театров.
 в) Самым распространенным видом наружной рекламы были вывески на крышах домов.
Буквы делали огромного размера, из металла, поэтому вывески жили долго и запоминались сразу: «Пятилетку – в три года», «При запахе газа звоните 04».
   2.  Реклама как товарная марка вещи, продукта. Это графическое изображение товара с помощью особого оригинального шрифта, сочетания букв, слов, знаков и размещение ее на продаваемом товаре. 
   3. В СССР практически отсутствовала реклама на телевидении и радио, какой пользуемся   сейчас. Значительная информационная нагрузка ложилась именно на наружную рекламу. Так рекламировались томатный сок, мороженое, шампанское, молоко,  сельдь. 
   Парадоксально (с точки зрения трудоемкости и стоимости производства), но основным материалом, из которого изготавливались подсветка вывески, буквы, был газосвет, неон. Советский инженер-светотехник А.Селезнев изготовил первую неоновую вывеску
«Сад». Благодаря пятидесятилетнему юбилею советской власти, бурно стала развиваться наружная неоновая реклама. Советские заводы производили все, начиная от газосветных трубок, до необходимых материалов. Такая наружная реклама была как в большом, крупном городе, так и в маленьком, небольшом. В основном это были крупные и тяжелые буквы на крышах домов. Хотя производство вывесок носило повсеместный характер, качество таких вывесок было низким. Использовалось небольшое количество цветов, трубки быстро выцветали, не развивались устаревающие технологии производства неоновых вывесок, электропроводка подвергалось коррозии, краски быстро теряли яркость и привлекательность. А остальной мир отходил от изготовления и производства неоновых вывесок, он переходил к новым технологиям и материалам: на световые  вывески, короба, изготавливаемые из акрилового стекла, где применялись  светопропускающие , светоотражающие пленки различных цветов.
   Другой материал, используемый  в советской рекламе, - это железо. Делались металлические решетки, рамы, на которых  закреплялись железные буквы. Такая вывеска размещалась на крыше и была долговечной.
Когда  распался СССР, стала развиваться   коммерческая реклама в стране. Сначала преобладала реклама иностранных компаний, производителей,  располагающих многомиллионными бюджетами. Но постепенно, в основном, банки и организации, связанные с финансами, рекламируют  себя. Появилась и окрепла российская реклама на телевидении. И начиная с двухтысячных годов жители России вошли в список лидеров, чаще других смотрящих рекламу по телевизору.