Санкт-Петербург, ул. ПОДОЛЬСКАЯ 31, тел: +7 (812) 493-57-11, +7 (901) 315-81-16, e-mail: info@nporeklama.spb.ru


Вывеска и наружная реклама в литературных произведениях.

Интересно проследить роль рекламной вывески в некоторых произведениях 19  века. Зачем нужно  вводить описание вывесок на страницы произведений?

 

Вывеска в художественной литературе 19 века

Вывески губернского города России

Вывески губернского города России

Вывеска Россия 19 век

Вывеска Россия 19 век

Вывески в Российской империи

Вывески в Российской империи

 

Некое подобие рекламы и находим в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина. В  начале романа «полусонный» герой возвращается  домой с бала. Праздности Онегина поэт противопоставляет Петербург трудовой: рано просыпаются люди, занятые делом, крестьяне с ближайших окрестных деревень, продающие молоко, мастеровые люди, аккуратный немец, пекущий хлеб, "Уж отворял свой васисдас".

 

Вот это иностранное слово и обозначает ларек, булочную. В романе слово «васисдас» обозначает реально существующую вывеску. А.С. Пушкин не случайно вводит немецкое слово, оно ассоциируется с ремесленником, выпекающим хлеб.

 

Совсем иная роль в описании вывесок в произведениях Гоголя.  Обычный город: ветхие дома, улицы не мощены, везде кучи мусора .  Встречались облезлые вывески с кренделями и сапогам, магазины, торгующие шапками, на одном здании была следующая надпись: Иностранец Василий Федоров".

 

Гоголя описание вывесок, размытых дождем, подчеркивает убогость, никчемность губернской жизни, полную бесхозяйственность надпись «Иностранец Василий Федоров», в которой слово «иностранец», сочетаясь с русским именем и фамилией, заставляет читателя поразмыслить об абсурдности жизни в этом затерянном городе. Примечательно, что Гоголь не называет этот город, и не менее грустный вывод делает читатель: наверное, такая жизнь повсеместно, по всей Руси.

 

Таким образом, маленькая деталь, как вывеска, может многое рассказать о жизни людей внимательному читателю.

 

Вывеска в художественной литературе начала 20 века

Вывески СССР начало 20 века

Вывески СССР начало 20 века

Вывеска начало 20 века

Вывеска начало 20 века

Наружная реклама начало 20 века

Наружная реклама начало 20 века

 

Начало 20 века. В русской литературе это период, который означает возрождение культуры, свободы творчества, духовности. Как здесь нашло отражение такое реалистичное явление, как  рекламная вывеска.

 

А.А.Блок - петербургский поэт, поэт-символист. Открываем его стихотворение «Незнакомка», написанное в 1906 году. Читатель оказывается на окраине Петербурга в Озерках - это место действия, реальная действительность: "Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной

 

В этом стихотворении два мира: реальный и идеальный. В приведенном отрывке мир реальный. Действительность оказывается будничной, пошлой ,с ресторанами, с пьяными окриками, с тяжелым смрадом вместо воздуха. Ничего возвышенного, небесного не может отозваться в душах людей, здесь нет солнца. Вместо него чуть виден крендель булочной. Вывеска заменяет солнце. Золотистый крендель булочной это символ пошлого мира. Такую роль он играет в произведении А.Блока «Незнакомка».

 

Другой поэт В.В.Маяковский по-своему высказывается о такой реалии, как рекламная вывеска. В.В.Маяковский был поэтом новатором, смело вводил в поэзию необычные образы, яркие метафоры. Раннее стихотворение «Ночь», которое написано в 1912 году: первая строфа - видим яркие цвета – от зеленого, желтого, до синего и багрового.

 

Все в этом четверостишии непонятно, загадочно, но очень красиво. Поэт описывает ночной город: погас закат солнца, на улицах, в зелени деревьев, зажглось освещение, в темных проемах окон домов люди включили электрический свет. Герой скользит по ночному городу и видит: "пугая Ударами в жесть, хохотали арапы, Над лбом расцветивши крыло попугая."

 

Необычный образ разноцветного попугая и есть яркая рекламная вывеска  кафе или модного магазина. Город залит неоновыми огнями.

 

В следующем стихотворении, которое так и называется «Вывескам» (1913г), поэт призывает читателя «читать железные книги». Железными книгами он называет рекламные вывески. Так   остроумно и весело находим рыбный и овощной магазины, где из букв вылезают сиги и брюквы, световую рекламу бульонного экстракта фирмы  «Магги»,  чайную или харчевню с изображением чайника с маками.

 

Свобода творчества начала 20 века положительно отразилась на русской действительности,
и появились яркие образы вывесок.